Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 Виктор Михайлович Васнецов
1848-1926

   
Главная > Переписка > Письма В.М. Васнецова


1890.01.14 - Е. Г. Мамонтовой.

          Е. Г. Мамонтовой.

Киев, 14 января 1890 г.

          <...> Посылаю Вам фотографию с моих эскизов для потолков средней части храма1. Очень печально было для меня, что митрополит не разрешил их помещать в церкви2 на том основании, что «Апокалипсис» в силу своей непонятности не читается в церквах, а потому и изображение из него не следует делать в церкви. На первых порах было очень досадно, тем более, что на разработку эскизов я потерял месяца три. А в старинных церквах «Апокалипсис» изображался, стало быть, опять нужно признать, что в старину люди были понятливее. Не откажите, Елизавета Григорьевна, если найдете возможность черкнуть мне несколько слов об эскизах. Вы знаете, мне крайне интересно знать ваше впечатление и мнение. Я должен все-таки несколько оговориться — эскизами я сам не очень доволен как полным выражением своих образов и мыслей, но я надеялся на дальнейшую их разработку. Фотографии тоже не скажу, чтобы очень удались. <...> «Всадников» и «Вавилонскую блудницу»3 я, вероятно, когда-нибудь, Бог даст, сделаю темами своих картин — разумеется, в более широкой разработке. В этой неудаче я несколько теперь утешился — я напал опять па прекрасную тему для потолков, пожалуй, даже более подходящую, чем «Апокалипсис»4.
          Если Вы помните в статье Буслаева в «Сборнике»5 есть очерк об иконе «Единородный сын — Слово божье» и «Почи бог с тем» — вот из этих очерков я и извлек тему — это «Бог-отец, жертвующий своим единородным сыном во спасение людей» — весь смысл религии христианской. На первом потолке над хорами западными я изображаю «Слово Божье» в виде юноши ангела, сидящего на облаках с животными евангелистов по сторонам, подножие им земля. В этом роде изображалось «Слово божие» на старинных иконах. Остальные два потолка, ближайшие к алтарю, будут изображать именно жертву господню. На среднем потолке — «Бог-отец» в великой печали, кругом его серафимы и ангелы в великой скорби. На последнем потолке — ближайшем к алтарю — «Распятие Христово», тело его прикрывается крыльями ангелов — два ангела поддерживают крест, чтобы облегчить тяжесть казни — Христос, уже умерший. Все окружающие ангелы в печали. «Распятие» будет видно из рамы только наполовину. Тема меня страшно увлекает, не знаю только, что выйдет,— я уже сделал набросок карандашом — как будто что-то выходит. Неужели и тут помешают попы? Хотел я Вам послать еще фотографию с головы «Христа», но признаюсь, несколько смущаюсь — нигде я так не боюсь критики, как в Христе. <...> Днем работаю в соборе, а по вечерам работаю эскизы. <...> В Москве я займусь подготовлением картонов и рисунков для следующей работы и затем подготовление буду исполнять на стенах. Затем хочу поговорить с Вами о Нестерове — прежде всего о его картине «Пустынник»6 — такой серьезной и крупной картины я, по правде, не ожидал. По каталогу я ждал маленькой картинки, а тут вижу фигуру, трактованную почти в натуру. Вся картина взята удивительно симпатично и в то же время вполне характерно. В самом пустыннике найдена такая теплая и глубокая черточка умиротворенного человека. Порадовался — порадовался искренне за Нестерова. Написана и нарисована фигура прекрасно, и пейзаж тоже прекрасный — вполне тихий и пустынный, только в нем есть какая-то недоясность относительно времени года — с одной стороны, осенняя ветка, а с другой — не растаявший местами снег. Все три немножко спутались. Есть в пейзаже немного излишняя желтоватость, но это уже нечайно, пустяки. Вообще картина веет удивительно душевной теплотой. Передайте Нестерову от меня поклон и пожмите крепко руку. Я было в свое время хотел предложить ему работу в соборе (неважную в денежном отношении) — копировать с моих эскизов на столбах фиг[уры] изображенных святых русских, но теперь, увидевши такую самостоятельную и глубокую вещь, беру назад свое намерение — мне совестно предлагать ему несамостоятельную работу — он должен свое работать7 — познакомьте его с Праховым. <...>


1Речь идет об эскизах Васнецова к «Апокалипсису»: «Апокалипсис», эскиз. 1887, х., м., ДМВ; «Четыре всадника», 1887, х., м., Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина.
2Митрополит не разрешил помещать «Апокалипсис» во Владимирском соборе по настоянию Петра Гавриловича Лебединцева (1819—1896) — протоиерея, историка и археолога, магистра Киевской духовной академии, настоятеля Софийского собора.
3Имеются в виду фрагменты «Апокалипсиса».
4В плафоне главного корабля Владимирского собора Васнецов написал композиции: «Распятый Христос», «Саваоф», «Бог — слово, святой дух».
5Речь идет о сборнике Ф. И. Буслаева «Общие понятия о русской иконописи» (М., 1866).
6Картина М. В. Нестерова «Пустынник» (1888—1889, х., м., ГТГ) экспонировалась на XVII выставке ТПХВ.
7О работах Нестерова во Владимирском соборе см. примеч., ч. I, 1889 г., № 39.


В. М. Васнецов с женой и дочерьми.

Крещение Руси Васнецов В.М.

Е.Г. Мамонтова Васнецов В.М.


1890.02.22 - Ап. M. Васнецову.

          Аполлинарий, третьего дня получил твое письмо насчет Нестерова. Дело стоит вот в каком положении: я хотел «Рай» кончить и тогда уже я был бы в состоянии компоновать «Святых» для...

1890.02.23 - Е. Г. Мамонтовой.

          Приезд Дрюши в Киев меня несколько устыдил — я давно уже получил от Вас письмо и до сих пор не имею ответа. Вы обещали написать мне о том, что скажет Буслаев по поводу эскизов из «Апокалипсиса», поэтому я не писал Вам...

1890.03.27 - Е. Г. Мамонтовой.

          <...> Мне было олень приятно узнать, что в «Христе» моем Вам кой-что понравилось. Теперь оканчиваю все еще «Райские двери» и мне бы очень хотелось, чтобы Вы приехали в Киев на Фоминой, так как по окончании всех трех холстов «Рая» мне при­дется...





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Васнецов Виктор Михайлович. Сайт художника.