Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 Виктор Михайлович Васнецов
1848-1926

   
Главная > Галерея работ > Интерактивная галерея


1894 Васнецов В.М. "Портрет Е.А. Праховой"

Портрет Е.А.Праховой. Васнецов В.М.

Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1894 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее. Прахова Елена Андриановна дочь Андриана Викторовича Прахова, историка искусства и археолога.

Прахов Адриан Викторович - историк искусства и археолог, родился в 1846 г. Учился в Санкт-Петербурге в гимназии и затем в университете на историко-филологическом факультете, окончил университетский курс со степенью кандидата в 1867 г. и вскоре был командирован в чужие края для приготовления к занятию кафедры истории изящных искусств. В Мюнхене слушал лекции Г.Ф. Брунна и др. ученых и занимался памятниками древнегреческого искусства, собранными в глиптотеке, а затем посетил Париж, Лондон, Берлин, разные пункты Италии и Вену, изучая повсюду как древние, так и новые художественные произведения.

По возвращении в отечество, в 1873 г., за диссертацию "О реставрации группы восточного фронтона Эгинского храма в Афинах" получив степень магистра, был избран в доценты этого университета. В 1875 - 1878 гг. редактировал иллюстрированный журнал "Пчела". С 1875 по 1887 гг., кроме университетских лекций, преподавал историю и теорию изящных искусств в Императорской Академии Художеств. В 1879 г., по защите диссертации "Зодчество Древнего Египта", получил степень доктора.

Предавшись после того изучению древних памятников искусства в России христианского периода, в 1880 - 1882 гг. исследовал и срисовал остатки мозаики и стенной живописи в Софийском соборе и фрески Кирилловской церкви в Киеве.

В 1881 - 1882 гг. путешествовал вместе с Поленовым по Египту, Палестине, Сирии, Греции и Европейской Турции, в 1886 г. занимался исследованием Успенского собора в г. Владимире-Волынском и некоторых других древних храмов Волыни, в 1886 - 1887 гг. вторично ездил в Италию и на Восток, в 1887 г. открыл и скопировал любопытные фрески в церкви Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве и в том же году перешел из Санкт-Петербургского университета в Киевский (святого Владимира) на кафедру истории изящных искусств, которую и занимал до 1897 г.

С 1884 по 1896 гг. руководил внутренней отделкой новосооруженного Владимирского собора в Киеве, причем для уяснения археологической стороны этого дела сделал последовательно две поездки в восточные страны. В 1896 г. был занят устройством, по собственному рисунку, драгоценной раки для мощей святого Феодосия Углицкого в Чернигове. В 1897 г. возвратился на прежнюю свою кафедру в Санкт-Петербургском университете.

Руководство росписями Владимирского собора в Киеве было несомненно, главным делом жизни профессора Прахова.

Надо сказать, что на протяжении всего периода затянувшихся работ эксцентричная семья Праховых была в самом эпицентре жизнедеятельности художников-»соборян», как называли их жители Киева. Они были частыми гостями Праховых, живших в доме на углу Владимирской и Большой Житомирской улиц. Кого там только не было в те годы: участники росписей, важные чиновники, меценаты, духовенство, творческая молодежь. И всем приходилось считаться с крутыми нравами семейства Праховых. Тон в доме всегда задавала жена профессора - живая и остроумная Эмилия Львовна. Ей непременно помогали младшие дети - Кока (будущий искусствовед Николай Прахов) и Оля. Они постоянно затевали розыгрыши, и не один солидный гость терял апломб, разыскивая перед уходом свою шляпу, подвешенную высоко к потолку, или отковыривая от пола прибитые гвоздями галоши.

Эмилия Прахова, хоть и не писаная красавица, была очень обаятельна и мужчины наперебой ухаживали за ней. Благожелательно принимая поклонение, она, однако, не прощала увлечений на стороне своему влюбчивому мужу. Уличив в очередном романе Адриана Викторовича и устроив ему бурную сцену, Эмилия по обыкновению на некоторое время исчезала из дома. А «соборяне», как было заведено, все вместе отправлялись на поиски. Зато когда хозяйка возвращалась домой, за ней надолго запиралась дверь в комнате, откуда лилась очаровательно-печальная музыка - следствие виртуозной игры на рояле. Весь дом при этом зачарованно слушал ее завораживающее исполнение.

С семьей Праховых и храмом было связано много мистических вещей. Так, в 1885 году во время посещения собора вице-губернатором Баумгартеном и Адрианом Праховым им обоим на только что оштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с младенцем на руках. О чудесном явлении лика Божией Матери пошли слухи, которые дошли до митрополита. Тот попросил Прахова немедленно написать заметку в газету и объяснить публике, что никакого чуда нет, что изображение-то было всего-навсего результатом проступивших от сырости пятен на свежей штукатурке. Прахов так и сделал.

Михаил Нестеров, посвятивший Прахову немало места в своих мемуарах, категоричен - Владимирский Собор был бы совсем другим, не будь Адриана Прахова и не сумей тот привлечь к работе молодого и полного сил Васнецова.


В. М. Васнецов. Портрет М. В. Нестерова. 1925.

И. Н. Крамской. Портрет А. В. Прахова. 1879.

Н. П. Кузнецов. Портрет В. М. Васнецова. 1897.








Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Васнецов Виктор Михайлович. Сайт художника.