Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 Виктор Михайлович Васнецов
1848-1926

   
Главная > Переписка > Письма В.М. Васнецова


1897 - В комитет по сооружению храма воскресения.

          В комитет по сооружению храма воскресения1.

Москва, 1897 г.

           Имею честь представить на рассмотрение и утверждение Комитета 6 эскизов, исполненных мною для предложенных мне живописных работ в Храме Воскресения:
           1. «Несение Креста» — в изображении представлен Господь Иисус Христос, опустившийся на одно колено в изнеможении от тяжести креста. Симон Киринеянин поддерживает крест обеими руками. Сопутствуют Господу: Богоматерь в тяжкой душевной муке при виде страданий сына оперлась на плечо Иоанна, тоже удрученного печалию. Мария Клеопова утешает Богоматерь. Мария Магдалина в исступлении печали, ломая руки, ринулась вперед, как бы желая помочь удрученному ношей Христу. Около Христа — воины, один из них поддерживает крест. Сбоку идет более равнодушный к сцене Римлянин, служащий при Пилате. На дальнем плане — мятущийся народ и город. Состояние неба — странное — угрожающее.
           2. «Распятие» — Господь Иисус Христос представлен уже умершим на кресте. По сторонам креста Богоматерь и Иоанн — в тяжелой печали. Мария Магдалина поверглась на землю к подножию креста. Мария Клеопова горько рыдает, закрыв лицо руками. В стороне — сотник и другой воин, приготовляющий еще губку «оцта и жельи», хотя Господь уже почил. Бурное состояние неба утихает, облака слегка озарены заходящим солнцем.
           3. «Снятие со креста» — Богоматерь, Иоанн, Мария Магдалина, Иосиф Аримафейский и Никодим бережно несут снятое со креста пречистое тело к разостланной в стороне чистой плащанице. Богоматерь целует, обнимая дланями, главу возлюбленного сына; Мария Магдалина упала на колена, прижавшись к руке Христа; Мария Клеопова со светильником (для освещения пещеры) слегка поддерживает плечо; Иоанн, возлюбленный ученик, поддерживает главную тяжесть тела; Иосиф и Никодим ему помогают. Небо уже вечернее, с начинающими появляться звездами.
           4. «Сошествие во ад» — Господь Иисус Христос стоит на разрушенных «вратах адовых» и правой рукой держит Адама, а левой — Еву, тысячи лет ожидавших избавления от «сени смертней». Кругом пророки (Давид, Соломон, Исайя и прочие) и ветхозаветные патриархи. Ближе к Еве — Авель. Вверху Ангелы со знаком победы — Св. Крестом. В безднах — огнь для грешных.
           5. Местный образ «Вседержителя», сидящего на престоле.
           6. Местный образ «Богоматери», тоже сидящей с Иисусом младенцем на руках. Иисус изображен ближе к отроческому возрасту, как на древних образах. Подножия на том и другом образе испещрены цветами. Фон живописный с серафимами. По получении мною обратно рассмотренных и утвержденных Комитетом эскизов немедленно будет приступлено к исполнению оригиналов масляными красками в надлежащую величину. Все шесть образов надеюсь исполнить в продолжение будущего 1898 года. <...>


1В Комитет по сооружению храма Воскресения в Петербурге входили: А. А. Парланд (главный архитектор собора), Н. В. Покровский, П. П. Чистяков. Храм Воскресения «на крови» был построен на месте убийства народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г. Работа В. М. Васнецова над эскизами и оригиналами для мозаик храма продолжалась с 1883 по 1901 г., Васнецов выполнил шесть эскизов, а позднее — оригиналов маслом для мозаики храма Воскресения в Петербурге: «Спаситель» (х., м., ГРМ), «Богоматерь с младенцем» (1901, х., м., ГРМ), «Христос на престоле» (х., м.. ГРМ), «Распятие» (1899, х., м., ГРМ), «Несение креста» (х., м., Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева). «Сошествие во ад» (1900, х.. м., Государственный музей изобразительных искусств Туркменской ССР), «Снятие сo креста» и «Серафим» (х., м., Омский государственный объединенный исторический и литературный музей), «Несение креста» (1897, х., м., ГТГ).


Проект фасада Третьяковской галереи Васнецов В.М.

Палаты царя Берендея. Вариант. 1885 г. Бум., акв., гуашь, зол. ГТГ.

Царь Берендей. Эскиз костюма. 1881. ГТГ


1897 - И. И. Толстому.

          <...> Относясь с совершенным и полным сочувствием к столь высокой и знаменательной задаче, как создание Православного Храма в г. Варшаве, я считаю своею обязанностию посильно споспешествовать успешнейшему выполнению...

1897.02.25 - Ап. M. Васнецову.

          Сейчас картина «Царь Иван Васильевич Грозный» укупоривается и сегодня же (с/ч) отправляется багажом, завтра получите в Петербурге. Для ускорения дела Грабье похлопочет, чтобы выдали без квитанции под расписку...

1897.03.25 - И. С. Остроухову.

          Дорогой Илья Семенович, как Вы поживаете? Давно Вас не видал. Пишу Вам насчет диплома П[авла] М[ихайловича] — обдумывал я очень как сделать и пришел к следующему: как я ни старался втиснуть...





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Васнецов Виктор Михайлович. Сайт художника.