Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 Виктор Михайлович Васнецов
1848-1926

   
Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Основа


Холст в рулоне Материал, на который наносят грунт и красочный слой живописи. В качестве основы для живописи могут быть использованы: дерево, холст, фанера, картон, бумага, папье-маше, пергамент, слоновая кость, перламутр, камень, стекло, известковая штукатурка, линолеум и другие материалы.

Достаточно редко краски наносятся непосредственно на поверхность основы - как правило, требуется её предварительно подготовить: укрепить, проклеить, нанести грунт. Правильным выбором основы и качеством её подготовки определяются эстетические свойства произведения и его долговечность.

В XVIII веке масляная живопись стала вытеснять традиционную яичную темперу, и среди русских икон того времени встречаются написанные на медной основе.

В миниатюрной росписи на эмали металлическая основа (как правило, медная) в силу особенностей технологии является единственно возможной.

Чем тщательнее основа подготовлена для живописи, тем больше удовольствия получит художник от работы, тем долговечнее будет его произведение.

Фреска (камень)Выбор основы всегда зависел от традиций, требований конкретной эпохи, собственных возможностей и вкуса художника. Но какой бы материал ни использовался для работы, настоящий мастер всегда уделял громадное внимание качеству основы, ее подготовке. Неудивительно, что многие картины художников прошлого прекрасно сохранились в течение 300-500 лет.

К сожалению, в природе нет материала, обладающего всеми необходимыми свойствами идеальной основы для живописи: прочностью, постоянным объемом, легкостью, стойкостью к изменению температуры и влажности, к воздействию коррозии и биологических вредителей. В качестве основы использовались самые разнообразные материалы. Некоторые из них не выдерживали проверки временем и послужили причиной гибели или преждевременного старения прекрасной живописи.

Все виды материалов имеют свои достоинства, но в то же время обладают целым рядом недостатков. Поэтому одни из них используют только для эскизов и этюдов, другие хороши для работ небольшого размера, но непригодны для больших картин.

Наиболее популярной и широко используемой основой является холст. Однако статус холста как стандартной основы для живописи относительно молод. Древние художники предпочитали работать в энкаустике на деревянных основах, а в средние века эта практика дала толчок развитию и использованию яичной темперы на досках - первичной и важнейшей формы станковой живописи того времени.

В ХV веке на начальных стадиях эволюции живопись маслом существовала как способ доработки или - завершающей стадии темперной технологии: основное внимание было по-прежнему сконцентрировано на небольших вещах с тщательной деталировкой. Такие картины фламандские художники, например, предпочитали писать маслом на грунтованных деревянных досках.

Витраж (стекло)В тот период наиболее популярным материалом было дерево - дуб или береза в Северной Европе, тополь - в Италии. Металл - главным образом медь (второй по популярности материал) - использовался реже. Живопись на досках, как правило, предназначалась для коллекционеров или в качестве фрагментов декора культовой архитектуры, поэтому картины были небольшими.

В настоящее время многие художники работают на эластичных основах. Тем не менее, живопись на досках имеет своих приверженцев, и этот выбор представляет уникальные эстетические возможности.

Дерево

Одним из старейших материалов для живописи является дерево. Фаюмские портреты - один из примеров древнейших станковых произведений на деревянной основе - выполнены 1500-2000 лет назад. Они дошли до наших дней в относительной сохранности.

Применение древесины различных пород в разных странах, в первую очередь, определяется тем, какие породы являются для этого региона наиболее распространёнными: кипарис, пиния, тополь, дуб, липа, бук, орех, палисандр. Преобладающее количество русских икон выполнено на липовых досках, хотя можно встретить и основы из кедра, лиственницы, сосны, кипариса.

В некоторых видах народных промыслов выточенные из дерева заготовки (например, посуда, матрёшки) украшаются традиционной для данного промысла росписью - широко известны изделия мастеров Хохломы.

Доска перед нанесением грунта не зашкуривается дочиста и не полируется - грунт лучше пристаёт к неровной шероховатой поверхности, прочнее держится и в дальнейшем не отслаивается.

Холст

Роспись по деревуВ странах Западной Европы холст стал употребляться для живописи с начала XVI века, а в России - со второй половины XVII века, и постепенно почти вытеснил основу из дерева. Плюсы такой основы очевидны:

Холст может быть натянут на деревянный подрамник или наклеен на картон.

В древнерусском искусстве есть примеры использования холста в качестве основы для небольших, чаще двухсторонних, икон - так называемые «полотенца». В XX веке их принято называть «таблетками». Основа для таблетки обычно состоит из двух склеенных между собой кусочков холста (иногда между ними имеется слой бумаги). Затем склеенный холст покрывался с двух сторон толстым слоем левкаса.

Металл

Металл используется в качестве основы для живописи не очень широко и почти исключительно для живописи маслом. В основном это медные (иногда цинковые или жестяные) пластины. Металлическая основа, безусловно, прочная, но имеет свои недостатки - при изменении температуры она расширяется или сжимается в значительно большей степени, чем грунт или живопись, что неминуемо ведёт к образованию трещин - кракелюра.

Кроме того, металлы окисляются, что тоже не способствует сохранности произведения. Исключение составляет золото, которое достаточно широко применяется и поныне. Тончайшие листы сусального золота наклеиваются на загрунтованную деревянную основу, не требуют нанесения дополнительного грунта и придают полупрозрачным краскам тёплый тон и золотое мерцание. В настоящее время сусальное золото с успехом имитируется поталью (сплав меди с цинком).

Олово применялось для живописи уже в XVII веке. Из-за своей мягкости оловянная основа дополнительно укреплялась с обратной стороны подкладкой из железа или дерева.

Мужской портрет (Поль Сезанн)
Мужской портрет.
Поль Сезанн.
Ок. 1866 г.
Холст, масло.

Библейская земля (Максимилиан Александрович Волошин)
Библейская земля.
М.А. Волошин.
1920 г.
Картон, гуаш.

Два натурщика (В.М. Васнецов)
Два натурщика.
В.М. Васнецов.
1869 г.
Бумага, уголь.



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Васнецов Виктор Михайлович. Сайт художника.