Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 Виктор Михайлович Васнецов
1848-1926

   
Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Искусство Самарканда

Медресе Шир-Дор на площади Регистан в СамаркандеСамарканд - древний город в Средней Азии, в долине р. Зеравшан. Один из главных архитектурных ансамблей Самарканда — Шахи-Зинда (персидск., «Живой царь»; наименование древнего культа повелителя подземного царства Афрасиаба). С принятием ислама названию придали иной смысл. Мазар (мавзолей, поминальное место) Шахи-Зинда стали считать местом погребения тела Кусама ибн-Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммада.

По легенде, он вечно живет под землей. Мазар Шахи-Зинда окружен множеством других построек и мавзолеев. Их архитектурное решение основано на сочетании простых объемов: куб, на нем установлен цилиндрический барабан с куполом. Внутри переход от кубического к круглому объему осуществляется с помощью тромпов и сталактитовых ниш. Здания облицованы полихромными изразцами с рельефным растительным и геометрическим орнаментом, используется также техника кундаль.

Величествен полуразрушенный мавзолей, который легенда связала с именем красавицы жены Тимура. В 1403 г. во время военного похода скончался юный Мухаммед Султан. Тимур распорядился о возведении мавзолея. Но в 1405 г. скончался сам Тимур, и мавзолей Гур-Эмир превратился в семейную усыпальницу Тимуридов. Строительство продолжал внук Тимура, знаменитый ученый, астроном Улугбек (1394-1449; в Самарканде сохранились остатки построенной им обсерватории). Позднее и сам Улугбек был захоронен в мавзолее Гур-Эмир. Ансамбль Шахи-Зинда

Усыпальница представляет собой октагон — восьмиугольное в плане здание, которое заключает внутри квадратный зал с четырьмя глубокими нишами по сторонам. Снаружи восьмигранник увенчан цилиндрическим барабаном с рёберным куполом. В нижней части купол опирается на венец из сталактитов (рёберные купола характерны для архитектуры древней Персии). Портал здания ранее был фланкирован двумя минаретами. Купол облицован голубыми поливными кирпичами и, подобно второму небесному своду, сияет под ярким солнцем на фоне бирюзового неба. Почти трехметровые куфические надписи опоясывают барабан. В интерьере можно увидеть надгробие Тимура, высеченное из цельной глыбы нефрита. Сами погребения находятся в склепе под мавзолеем.

Центральная площадь города — Регистан (персидск. геgistan— «площадка, покрытая песком»). Площадь, к которой сходятся шесть улиц, образована тремя примыкающими к ней квадратными в плане медресе. Вся композиция подчинена геометрической схеме на основе модульной сетки. Медресе имеют внутренние дворы с айванами, центр фасада подчеркивает пештак (монументальный портал), углы композиции — минареты.

Основные постройки Регистана в Самарканде создавались при Улугбеке и дополнялись в XVII в. Медресе Шир-дор, возведённое на Регистане в 1619—1636 гг., знаменито мозаичной облицовкой портала. В его тимпане симметрично изображены фигуры полосатых тигров, преследующих ланей, из-за спин тигров показывается лучистое солнце с человеческим ликом. Мозаики послужили поводом к названию (персидск. SIR DOR «Тигров имеющее»). Отдельные постройки возводили в Самарканде еще в конце XVIII в., а затем город впал в глубокий сон.


Медресе Шир-Дор
Медресе Шир-Дор.

Самарканд. Ансамбль Шахи Зинда
Самарканд.
Ансамбль Шахи Зинда.

Верещагин В.В.Мавзолей Гур-Эмир
Верещагин В.В.
Мавзолей Гур-Эмир.



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Васнецов Виктор Михайлович. Сайт художника.