Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926 Виктор Михайлович Васнецов
1848-1926

   
Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Искусство Индии

Храм Кхандария-Махадео Искусство Индии – широкий пласт мировой культуры, территориально обозначенный рамками индийского государства и отражающий специфику развития культуры этой страны. Индия - родина многих самобытных культур, языков и традиций, которые практически все время противоборствовали друг с другом. Индия, занимающая обширную территорию и насчитывающая более 5 тыс. лет богатейшей истории, стала центром многочисленных культур, находившихся в непрерывном процессе исторического развития.

Искусство в долине Инда до проникновения буддизма

В III тысячелетии до н. э. в долине реки Инд возникло государство Пенджаб (в настоящее время эта территория поделена между Индией и Пакистаном). Одним из главных городов этого государства был Мохенджо-Даро, выделявшийся своей планировкой, основанной на рациональном использовании пространства. Здания внутри четких кварталов образовывали дворики, которые становились центрами деловой активности. На территории этого города археологи находят многочисленные изделия из бронзы, камня и глины. Скульптуры этого периода, такие, как мужской и женский торсы, «Юная танцовщица», или «Черная танцовщица» (около 2500 г. до н. э.), поражают своей реалистичностью. Индийское искусство как таковое сложилось около 300 г. до н. э., во время правления династии Маурьи. В этот период сформировалась иконография, основанная на новой религии — буддизме. Царь Ашока приказал выбивать свои указы на каменных дорожных указателях, которые свидетельствуют о высоком уровне развития пластических искусств в тот период. Можно выделить знаменитую «Львиную капитель» (240 г. до н. э.), которая представляет собой скульптурную группу из четырех львов, обращенных к четырем сторонам света, что символизировало распространение учения Будды по всему миру. Исключительная красота скульптуры сделала ее эмблемой Индии. Царь Ашока щедро выделял средства из государственной казны на постройку буддистских святилищ и храмов. Так возник новый тип сооружений - ступа — с полусферическим куполом, символизировавшим Вселенную, покоящимся на кубической основе, символизировавшей Землю. Ступа окружена балюстрадой — ведикой, в которой по четырем сторонам света сделаны ворота. Балюстрада украшена священными, диспропорциональными, наводящими ужас изображениями из жизни и учения Будды. Изображение Будды в человеческом образе, которое позже стало символом буддизма во всем мире, начало распространяться с 150 г. н. э. Но неизменными оставались фигуры бодхисатв, святых подвижников, отказавшихся от собственного просветления для того, чтобы помочь людям. Они являлись посредниками между Буддой и людьми, и в период культуры Гандхары их изображения напоминали о необходимости великодушия.

От индийской классики до тайского искусства

Статуя Будды В период между 320 и 490 г. две династии разделили Индию на сферы влияния: династия Гуптов на севере и Вакатаки на плато Декан. В это время в Индии происходит беспрецедентное в истории человечества развитие различных видов искусств. При поддержке меценатов развивались пластические искусства. Именно в этот период окончательно сформировался канонический образ Будды, а также его обязательные атрибуты и особенности облика: нимб святости, усниша, или узел, который символизирует духовную силу; круглая метка между бровями, означающая «третий глаз», удлиненные мочки ушей, поднятая правая рука, ладонь которой обращена к зрителям, и легкая улыбка. С этого момента отображение жизни Будды становится основным сюжетом в живописи. Свидетельством могут служить росписи храма Аджанты. Нельзя не отметить также несколько нестандартную концепцию пространства и перспективы в индийском искусстве: чтобы понять композицию, взгляд зрителя должен скользить по волнообразной линии. К VI в. буддизм стал постепенно вытесняться индуизмом, призванным укреплять новую власть; появились более простые, доступные пониманию народа культы богов. Древние зодчие начали возводить монументальные культовые сооружения в честь бога Шивы, такие как каменный храм Кайласанатха (Элуру). Эта крытая громада, уступами вздымающаяся в небеса, сверху украшена скульптурами. Кровлю поддерживает островок колонн, а пирамидальная башня храма — отличительная черта индуистских храмов. Начиная с XII в. индуистские храмы становятся центрами не только культовой, но и светской жизни и превращаются в своего рода маленькие города, окруженные колоннами с искусным орнаментом. В качестве примера можно привести город-храм Минаскши. Возникновение в XVI в. могущественной империи Великих Моголов создало благоприятные условия для развития культуры и искусства в Индии. При правителе Акбаре были созданы прекрасные мавзолеи из мрамора и красной глины в городе Фатхпур-Сикри. Его архитектура представляет собой синтез практически всех культур, существовавших ранее в Индии. Пожалуй, одним из самых известных мавзолеев Индии является Тадж-Махал. Он был построен правителем Шах Джаханом для своей любимой жены Мумтаз, «умершей для того, чтобы дать свет». Под влиянием индийской культуры в Шри-Ланке (бывший Цейлон), о. Ява, в Камбодже, на всем широком географическом ареале, окружавшем Индию, появляются монументальная скульптура, наскальная и настенная росписи. Все произведения искусства, которые сохранились до наших дней, прямо или косвенно относятся к жизни и учению Будды. Завоевание Индии Англией в XVII в. принесло западные веяния в индийское искусство. С этого момента начинали появляться христианские церкви и административные центры. С освобождением от колониального господства Великобритании в 1947 г. возникли суверенные государства - Индия и Пакистан, но индийское искусство полностью находится под влиянием западного. Так, город Чандигарх был спроектирован Ле Корбюзье.


Скульптура «Львиная капитель»
Скульптура «Львиная капитель»

Тадж-Махал
Тадж-Махал

Чёрная танцовщица
Храм Кхандария-Махадео



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Васнецов Виктор Михайлович. Сайт художника.